ХАБАРОВСК
тел. 8 (4212) 21-11-54

НОВОСТИ

Павлишин Геннадий Дмитриевич "Здесь родины моей начало"

Опубликовано  15.10.2019 | Новости

Геннадий Дмитриевич Павлишин родился в 1938 году в Хабаровске. Поколение Павлишина не любит публично обнажать свои чувства, делиться сокровенным для всеобщего обсуждения, создавать о себе мифы.  Их «нежное», как правило, голодное детство пришлось на годы войны, юность была отчаянной, но путь, судьбу определял каждый сам.  Биографии таких личностей, как Павлишин, настойчиво убеждают нас, что не все в руках господних, поскольку решения и поступки принимаются и совершаются человеком, хозяином своей судьбы.

Живописец, график, монументалист, мастер храмового искусства и автор изысканных предметов декоративно-прикладного искусства. Последовательность видов изобразительного искусства, в которых художник сумел себя блестяще выразить соответствует его предпочтениям. Исключение  - искусство храмовое, которое для него не является светским занятием. Трудно переоценить вклад художника в российское искусство.  Дальний Восток  - его постоянный источник вдохновения, выраженный в бесценных художественных творениях. Еще в 60-х Геннадий Павлишин работал художником в отделе истории и этнографии  Дальневосточной академии наук СССР, отсюда сохранились в нем уважение и тяга к культуре коренных народов Дальнего Востока. Акварели «Гонцы», «Сикачи-Алян» - красота и польза соединяются в умеренности жизненного уклада народов Севера и Приамурья - орочей, нанайцев, негидальцев, нивхов… Есть необходимая, разумная  цепочка в их таежном существовании, она определена предками, и следовать традициям, стало быть, выжить.  Как бы не менялся уклад жизни, главные занятия, обеспечивающие существование, прежние – охота, рыболовство. Отсюда трудный аскетичный быт.

Владивосток - предмет восторга Геннадия Павлишина: город - порт, город - труженик, постоянно меняющийся, живущий своей особой жизнью организм.  Более девяноста акварелей посвящены Владивостоку.  Акварель художника - тончайшие нюансы, свойственные живописи, и виртуозные качества линии. Это акварель мастера, умеющего ею управлять технически безупречно.  Художник считает непременным условием исключительное знание предмета изображения, только так можно выразить свое отношение. Потому  в  мельчайших  деталях, по которым даже можно  определять время, изображает  линкоры, крейсера, эсминцы, корветы, шлюпки…  Каждый запечатленный корабль, как история отдельной жизни, отсюда и доскональность в деталях, изобразительная память не гасит поэзии чувств и восхищения красотой.

Обширная, признанная часть творчества художника – иллюстрация.  «Человек, приобретая драгоценные знания, должен заинтересованно трудиться», так считает Геннадий Дмитриевич. «Амурские сказки», «На краю России», «Серебряный кубок», «Последний барс», «Тигр» - более ста книжных оформлений на творческом счету художника, все они, без преувеличения, являются золотым фондом Российского книгоиздания. И сейчас, при огромных возможностях человеческого общения, только книга дает возможность суверенного восприятия мира. Книга со времен первопечатников - предмет искусства, и любитель чтения всегда отличит восприятие бегущего текста от общения  с живой мыслью автора. Книга никогда не уйдет в небытие, как предполагают мало державшие ее в руках.

Павлишин  - блестящий мастер флорентийской мозаики. «Поэма о Приамурье» - тщательность и уважение к изображению обитателей леса, красота и точность в пластической их изобразительности вызывают восхищение. В чем заключается привилегия этого искусства? Оно рукотворно, связано с чувством, стало быть, наделено душой, к тому же красота запечатлена в камне, который вне мозаики холодный и безотносительный. А здесь, природная живописность камня и технологическая тщательность исполнения замечательно воссоздают красоту и разнообразие живой природы, которую часто называют отстраненным словом – тайга.

Все перечисленное - толика масштабного творчества художника. Для дальней России имя Геннадия Павлишина весьма значимо. Значимо по щедрому его вкладу в изобразительное искусство России. То, что мы называем официальным признанием - награды и звания, потеряли свою былую ценность, поскольку присваивают и награждают не по вкладу, а по нахождению «у стола раздачи». Но к лицам масштаба Павлишина непременно обращаются, когда обществу надо устоять перед натиском бездушия и пошлости, когда необходимо понять для чего мы на этой земле.

 

Т. А. Давыдова