ХАБАРОВСК
тел. 8 (4212) 21-11-54

НОВОСТИ

75 лет Краевому Хабаровскому Отделению Всероссийского Творческого Общественного Объединения «Союз Художников России».

Опубликовано  19.02.2016 | Новости

Хабаровская организация Союза художников России в феврале 2016 года отмечает свой юбилей, безусловно, связан с судьбой изобразительного искусства на Дальнем Востоке. Как мы знаем, на пустом месте ничего не вырастает: несколько поколений своим талантом подготовили нам прекрасную почву, точнее, она созрела для полнокровной жизни, и можно утверждать: Изобразительное искусство на Дальнем Востоке полноценно и разнообразно.

 

Т.А. Давыдова, искусствовед, член Союза художников России, директор Картинной галереи им. А.М.Федотова

 

Из истории становления изобразительного искусства на Дальнем Востоке.

 

Дальний Восток не имеет своих академических традиций. Долгое время здесь не было художественных вузов, но вопреки всему искусство состоялось – из самой неожиданной россыпи талантов, случайно или по воле судеб, оказавшихся здесь. Первое среднее художественное заведение –художественно-промышленное училище – на Дальнем Востоке было основано Чите в 1912 году. В 1920 была открыта правительственная художественная школа в городе Благовещенске, но ее участь печальна. После того , как пять ее преподавателей, отправившиеся с художественной выставкой в Харбин, не вернулись, школа была закрыта. Только в 1930 году при настойчивом содействии, при настойчивом содействии оставшихся преподавателей (особенно П.С. Естафьев приложил к этому немало усилий) значительным образовательным учреждением стало Благовещенское художественное училище. П.С. Естафьев – блестящим педагогом и организатором выставок. Его благодарными учениками стали хабаровские художники В.Н. Высоцкий, И.С. Петухов, В.Д. Овчинников, Я.С. Куриленко.

Истоки профессионального искусства на Дальнем Востоке следует искать в 10-20 х годах начала XX века, во времена тревожные. Революция, Гражданская война… Перечень именитых художников небольшой, но тем ярче и весомее их след в искусстве Дальнего Востока – А.Н. Клементьев, К.И. Калль, П.И. Львов, А.А. Лушников, Н.П. Наумов, Давид Бурлюк, известный футурист, мимолетно появился здесь, как революционный бунт нового против старого, но по понятным причинам в 30-е годы эмигрировал в Америку.

Для революционной пропаганды, с пафосом воспевающей строительство новой жизни, в 1927 году, благодаря инициативной группе в составе Н.П. Наумова, И.А. Горбунова и П.М. Покровского, состоялось объединение художников в «Ассоциацию хабаровских художников». Ассоциация в большей степени занималась оформлением революционных праздников в городе, располагалась в бывшем здании синагоги. Позднее, в 1931 году здесь разместилась блестящая коллекция экспонатов, прибывших из центральных музеев страны, коллекция будущего Дальневосточного художественного музея. Образование художественного музея – знаковое событие для Хабаровска. Художественная жизнь  края в основном кипела вокруг него. В 1932 году в помещении музея была открыта первая художественная выставка.

Первым его директором стал П.М. Покровский, обладающий редким сочетанием двух разных качеств – хозяйственника и исследователя. Им были организованны первые экспедиции для сбора материала национального  искусства народов Севера и Приамурья. Но такими людьми в России никогда не дорожили. Сгинул директор Павловский в 1937 году, его исследовательский труд также исчез.

В феврале 1941 года создано Хабаровское отделение Союза советских художников. Николай Васильевич Высоцкий был его первым председателем. Его убеждения и вера в коммунистическое завтра были искренними. Художник, для которого завоевания социализма были главной молитвой, и талант свой употребил на раскрытие главных тем времени, а требование времени совпадало с решениями партии. Его  картины созданы честно, с покоряющей силой «энергии заблуждений». Но зрителя, как я заметила, более покоряют его пейзажи, в которых поэзия чувств и достоверность изображения соединены гармонично.

Первое, что потрясает, когда читаешь архивные документы давно минувших лет, что в годы тяжелейшей войны (1941 -1945) находились средства для организации выставок, для оплаты творческих командировок. Почему? Видимо, осознавали, как велика роль искусства и его воздействие на человека. Поощрялось не только искусство плаката и лозунгов, но и организовывались и ежегодные выставки в краевых центрах, выставки межобластные. Художники из отдаленных городов участвовали в выставках послевоенной Москвы…

«Вырос и пополнился молодежью коллектив хабаровских художников – живописцами, скульпторами, графиками, приехавшими к нам по окончании высших учебных заведений в качестве художников и преподавателей открывшегося 1959 году графического факультета при Хабаровском педагогическом институте, - пишет в своей книге «Художники Приамурья» искусствовед Валентина Гавриловна Старикова. Да, именно 50-60-х годах Хабаровский Союз обрел художников, благодаря которым стал профессиональным и уважаемым в приделах страны. Пополнился не только выпускниками вузов, но талантами от Бога, прежде всего художниками Алексеем Федотовым, Григорием Зориным, Борисом Шахнозаровым. Позже, по окончании Ленинградской академии приехал Валентин Степанов и Андрей Бельды, первый профессиональный художник из среды малочисленных народов Приамурья.

 

Выставки

В Дальневосточном художественном музее экспозиция русского искусства иконописи и завершалась разделом советского изобразительного искусства, куда входила небольшая экспозиция дальневосточных авторов. Это тем самым подтверждало: творчество – наших художников – часть великого русского искусства.

В декабре 1960 года Пленум Союза художников РСФСР утвердил организацию восьми так называемых художественных зон. Одна из них, дальневосточная зона, объединила художников Дальнего Востока.

История искусства СССР свидетельствует об огромном звездопаде блистательных художников-шестидесятников. Есть среди них и художники Дальнего Востока: А. Федотов, Г. Зорин, Б. Шахназаров, К. Шебеко, И. Рябчук, В. Форов. Их произведения не терялись на республиканских и всесоюзных выставках. В 60-70-е годы в Хабаровскую организацию входили художники Камчатки, Сахалина, Магадана, Благовещенска. И невозможно касаться истории Хабаровской организации без таких имен, как сахалинцы Гиви Мантква или анатолий Ни, Ли Гирсу или Евгений Короленко из Комсомольска-на-Амуре…

С 1962 года стали организовываться зональные художественные выставки, проходили они, как правило, в краевых или областных цетрах. Первая зональная выставка, «Советский Дальний Восток, состоялась в Хабаровске в 1964 году. В каталог выставки были включены около 500 произведений.

После долгого перерыва 90-х сумбурных годов зональные выставки, уже под названием региональных, возобновились благодаря усилиям Хабаровской организации, в частности ее руководителя Николая Сергеевича Акишкина. Региональные выставки 1997, 2003, 2008 годов проводились в Хабаровске. Сей факт, учитывая возможности общественных организаций этих весьма сложных лет, надо сказать, дорого стоит. И в эти годы Хабаровская организация дорожила традициями Союза художников, потому ее главная функция помимо выставочной деятельности – помощь художнику, брошенному в мутные воды реформ.

В 1959 году в Хабаровском педагогическом институте был организован художественно-графический факультет. Были приглашены талантливые педагоги, которые в последствии, стали участвовать в выставочной деятельности Хабаровской организации: Степан Матвеевич Федотов, Евгений Иванович Вольгушев, Евгений Михайлович Фентисов, Дмитрий Андреевич Романюк.

Александр Лепетухин и Валерий Сахатов. Хабаровский андеграунд 70-х, можно сказать. С этими именами связаны столкновения организаторов выставок и официальной власти. Председателю Хабаровской организации Александру Гурикову иногда удавалось отстоять одну-две картины для краевой экспозиции. А студенты, молодые люди приходили посмотреть именно на их работы, поскольку до общественности доходили слухи: такого рода произведения под негласным запретом. Сейчас можно только позавидовать такой рекламе.

Семидесятые годы, именуемые застоем, стали знаменательными для Хабаровской организации, прежде всего тем, что на дальневосточную землю, в города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, высадился десант выпускников центральных художественных вузов. Большинство из них прибыли по убедительному приглашению в то время председателя Союза Александра Викторовича Гурикова. Молодые художники прекрасно относились к талантливому, много экспериментирующему графику, поэтому ему было не сложно убедить выпускников из центра. Да и со стороны хабаровских власти в ту пору были большие преференции художникам – квартира, мастерская. Художники не оставались без работы, было много заказов на монументальное искусство. Произведения живописи, графики также закупались на выставках. Что еще нужно для жизни молодому дарованию?

С приездом выпускников «мухинки» Ильгиса и Надежды Галиуллиных у нас появилась понятие «гобелен». Гобелен не в декоративном исполнении, как цветовое пятно, а именно изобразительный, ценящийся в мире, как искусство высокое, имеющее огромные культурно-исторические корни.

Эпоха социализма не предполагала дизайнерского роскошества, а данный вид изобразительного искусства весьма дорог, художники выполняли гобелены сами – начиная от замысла до технического процесса. Потому на исполнение одного произведения уходили месяцы.

 

Двухтысячные…

 

Сегодня основными силами Хабаровской организации стали выпускники художественно-графического факультета Хабаровского педагогического института. Конечно, в основном они призваны реализовывать себя на ниве эстетического воспитания школьников, но их участие в молодежных художественных выставках должно приветствоваться. Если в 70-80-е Хабаровский Союз художников пополнялся выпускниками худграфа в виде исключения, объяснимого природным дарованием, то в настоящее время свидетельствуем без какой-либо печали, как факт: выпускники упомянутого факультета становятся основой организации. Но, как говорится, природа не терпит пустоты, сколько бы старейшины не брюзжали, а и сейчас в организации присутствуют молодость и дерзость. Большей частью это выпускники вузов, которые говорят именно профессионалов, чья будущая специальность – художник.

Так в 2010 году к нам прибыли Юлия Громова, Иван Федотов, Сергей Герлах. Вместе с ними поднялись критерии в оценке творчества. Выставки сразу обрели зрителя, о них заговорили в городе, в них стало интересно участвовать, в Союзе художников организовалась молодежная секция. Прежние выставки, где в основном размер пейзажа не превышал возможности салонной продажи, понятия «картина» или, не дай Бог, «портрет» полностью отсутствовали. Мелькали небольшие акварели и некоторым образом искусство декоративное, как-то: батик, панно, керамика. Рынок, но никак не рыночные отношения, захлестнул и художественный вкус.

Конечно, по-прежнему весомость выставкам придают произведения, в которых есть понятия и «картина», и «портрет».

Конечно, в работах поощряются художественная смелость и эксперимент. Но для искусства российского должна быть еще и вера в преемственность. У него за плечами тысячелетняя история, и именно преемственность определяется, как традиция. Не следует забывать, что сегодняшняя молодежь не имеет преференций, что были прежде. Не строятся мастерские, не выделятся квартиры. Это все из прежней, реальной сказки, в которую уже никто не верит. Ни о каких закупках со стороны государства говорить не приходится. Нет закупок, стало быть, не пополняются запасники музеев, галерей городов краевого значения, не говоря уж об отдаленных районных центрах, художественные галереи которых попросту уничтожены.

 

Почему предметы и объекты искусства, уничтоженные в дни революции, упоминаются без устали, а вандализм 90-х  как-то вяло? А ведь эпоха либерализма 90-х при раздаче государственной собственности вандализма не избежала. Кому-нибудь в Хабаровске приходило в голову, что искусство монументальное обладающее художественной ценностью, соотносится с понятием вечности? Однако перечислить произведения монументального искусства, имеющиеся в крае, весьма сложно. Одно из лучших произведений – роспись «Дальний Восток» в бывшей гостинице с одноименным названием. Ее содержание отражает суть истории земли дальневосточной – одна часть посвящена первопроходцам, другая – масштабу этой территории. Увы, сейчас уже никто не помнит ни о гостинице, ни тем более о росписи, которая украшала и убедительно возвеличивала наш Дальний Восток. А стоит отметить, мы, хабаровчане, этим видом искусства не избалованы. Пожалуй, известна только мозаика Геннадия Павлишина. Видимо, сохранилась она, потому что пришлась по душе не только народу, но и власти. Росписи не повезло: ее не посчитали достойной вечности, да и кто задумывался?

Был восстановлен памятник губернатору Муравьеву-Амурскому скульптора А.М. Опекушина, но одновременно с этим исчезла парковая скульптура русскому адмирала, исследователю Дальнего Востока Г.И. Невельскому. Вместе с парковой скульптурой адмиралу исчезла привычная зона отдыха горожан. Одна справедливость восстановлена, другую сокрушили. Очень по-русски. Или по-советски? Не знаю. Не так много в России подобного рода парковых скульптур, где сочетаются иконография и высокая художественность романтического  образа великого мореплавателя.

В скульптурном цехе Хабаровской организации Союза художников хранятся эскизы неосуществленных, талантливых замыслов скульптора Юрия Кукуева (1945-2006), выполненные в гипсе и пластилине. Скульптуры В.Маяковского, Шолом-Алейхома, конная группа «Знамя», парковая скульптура Гоголя… Как замечательно они бы помогли преобразить облик нашего города, такой нищий на памятники, скульптуры и монументальное искусство. А ведь именно по этим признакам определяется культура и здоровье общества.

Юрий Кукуев был для нашего города и края большой удачей. На Дальнем Востоке мало кто оставался из скульпторов, провинция не нуждалась в дорогостоящем искусстве. Увы, его талантом распорядились как всегда. Ведь творчество скульптора связано с целым производством.